Органическое
взаимодействие утрачивается иногда совершенно незаметно
для актера. От частого повторения роли внутренняя связь
с партнером притупляется и остается неизменной лишь
внешняя сторона процесса, то есть воспроизводимые по
мышечной памяти мизансцены и привычные приспособления.
Станиславский говорит: «Не бывает в полной мере
правильного или неправильного общения, сценическая жизнь
актеров на подмостках изобилует как теми так и другими
моментами и потому правильные чередуется с
неправильными». Если б можно было сделать анализ
общения, то пришлось бы отметить: столько-то процентов
общения с партнером, столько-то общения со зрителем,
столько-то показ рисунка роли, столько-то доклада,
столько-то самопоказа и прочее, и прочее. Комбинация
всех этих процентных отношений определяет ту или иную
степень правильности общения. Задача каждого артиста
избежать указанной пестроты и всегда играть правильно.
Для этого лучше всего поступать так: учиться утверждать
на сцене объект – партнера и действенное общение с ним.
Утверждать на сцене объект – это, прежде всего, учиться
по-настоящему видеть, слышать, остро воспринимать
партнера и его действие. Это значит отдавать
преимущественное внимание не тому как действую я, а
тому, как действует на сцене он, чтобы верно
приспособившись к нему откорректировать и свое
поведение. Чтобы овладеть процессом живого
взаимодействия, надо тщательно изучить его, проследить,
как он зарождается и протекает в жизни, через какие
обязательные стадии проходит. Исходный момент всякого
органического действия – процесс ориентировки. Не
сориентировавшись в обстановке, не обнаружив партнера,
не поняв чем он занят, в каком состоянии находится, не
оценив как это может отразиться на осуществлении своего
замысла, нельзя начать правильно действовать. Нарушение
ориентировки неизбежно повлечет за собой и дальнейшую
ложь в поведении актера и наоборот верная ориентировка
может сразу поставить взаимодействие на правильные
рельсы. Чтобы завязать общение с партнером, после
предварительной ориентировки необходимо привлечь к себе
его внимание. Привлечение внимания может превратиться в
активное действие, если партнер избегает общения либо
отвлечен чем-то другим. Попробуйте незаметно привлечь
внимание педагога или товарищей: передать ему
что-нибудь, договориться о чем-нибудь, попросить и т.д.
Проверьте на примерах, что означает привлечь внимание
незнакомого человека, знаменитость, ребенка,
расшумевшуюся аудиторию, которая к тому же не желает вас
слушать, привлечь внимание начальника, который спешит
или умышленно уклониться от разговора и т.д. Самое
главное - надо понять, какие для этого надо совершить
физические действия.
Другой важный
момент органического процесса – приспособление или
пристройка к объекту. Характер пристройки (или
приспособления) зависит от многих обстоятельств: от моих
взаимоотношений с партнером, от намерений по отношению к
нему, от поведения самого партнера и условий, в которых
протекают наши взаимодействия. В упражнениях можно
поставить задачу пристроиться к партнеру, с целью
заставить его выполнить просьбу, приказ, для сообщения
ему приятного или неприятного известия, для установления
дружеских связей, или наоборот - перестроиться для
разрыва отношений, для интимного или официального
разговора со старшим, младшим, симпатичным или
неприятным человеком и т.п. По ходу взаимодействия
партнеров приспособление не будет оставаться неизменным.
В зависимости от перемены обстоятельств и развития
взаимоотношений, они будут постоянно меняться с целью
подготовки к новому наступлению или обороне, если
рассматривать взаимоотношение как борьбу. Если
органический процесс правилен, приспособления, как в
жизни, так и на сцене возникают непроизвольно. Если же
они придуманы актером, подсмотрены со стороны или
предложены режиссером, то и в этом случае, как советует
Станиславский, надо уметь оживить их с помощью
психотехники, чтобы влить в них хотя бы долю
подсознания. |