<<  в школу

Искусство быть актером

Мастерская Актера Музыкально-поэтического театра

 
 

    Сознательно повторяемые сценические приспособления постепенно мертвеют, перестают быть выразителями внутренней жизни артиста. Вместо приспособлений к партнерам они незаметно превращаются в приспособление вообще, то есть к штампам, парализующим органику жизни роли. Для постоянного обновления и нахождения новых приспособлений необходимо бередить свою фантазию, обогащать запас эмоциональных воспоминаний. Каждый уважающий себя актер обладает множеством приспособлений. Он не станет цепляться за однажды найденное и сможет смело довериться своему сегодняшнему ощущению. Предположим, актер должен приспособиться к партнеру, чтобы убедить его выполнить какую либо просьбу. Станиславский рекомендует составить список различных человеческих состояний, настроений, чувствований. Например: «спокойствие, возбуждение, добродушие, ирония, насмешка, придирчивость, упрек, каприз, призрение, отчаяние, угроза, радость, благодушие, сомнение, удивление, предупреждение и т.д. Ткните пальцем в этот листок, говорит он, прочтите то слово, на которое вам укажет случай. Пусть состояние, указанное этим словом, станет вашим новым приспособлением». Интересно заметить, обращение к человеку с просьбой трудно совместить, например, с насмешливым и презрительным отношением к нему. Однако, именно такие неожиданные контрасты между прямым смыслом слов и характером выполняемого действия нередко приводят к наибольшей его эффективности и выразительности.
   Ориентировка, привлечение внимания объекта, пристройка к нему, все эти необходимые стадии живого органического процесса нужны для того, чтобы подойти к самому главному – к воздействию на партнера. В общении людей преобладает словесное взаимодействие, но в особых случаях, когда того требует обстановка или слова делаются ненужными, возможно взаимодействие с помощью лишь одних физических действий. Они проявляются через жесты, мимику, прикосновения, взгляды, интонации. Именно с этих исключений и следует начинать изучение органического процесса взаимодействия, которые легко нарушаются при взаимодействии словесном. Поэтому с самого начала важно закрепить сам процесс органического взаимодействия с помощью физического действия. Физическое действие лежит в основе словесного. Словесное взаимодействие вне физического невозможно, тогда как физическое при известных обстоятельствах может осуществляться и без слов. Данные упражнения можно назвать этюдами на органическое молчание. В этих этюдах важно, чтобы физические действия преобладали над словесными. Брать эти упражнения конечно же необходимо из жизненного опыта. Вы должны почувствовать силу воздействия на партнера при помощи логики физических действий, надо научиться управлять его поведением, уметь заставить его молчать, замереть в неподвижности, приблизиться или напротив держаться в отдалении и т. д. Само собой разумеется, что речь идет не о грубом физическом воздействии, а о воздействии на психику и сознание партнера с помощью мимики, глаз, жестов, интонаций и других средств. Взаимодействие предполагает не только умение активно воздействовать на партнера, но и правильно  воспринимать это воздействие. Между тем, процесс восприятия часто нарушается или вовсе отсутствует на сцене в театрах. «Большинство актеров если и пользуются им, - говорит Станиславский, - то только в то время, пока сами говорят слова своей роли, но лишь наступает молчание и реплика другого лица, они не слушают и не воспринимают мыслей партнеров, а перестают играть до следующей своей очередной реплики. Такая актерская манера уничтожает непрерывность взаимного общения, которая требует отдачи и восприятия чувств не только при произнесении слов или слушания ответа, но и при молчании, во время которого нередко продолжается разговор…». Нельзя правильно воздействовать на партнера, не воспринимая и не оценивая его реакцию. Станиславский говорит, если актер ответит: « Не помню, как играл (что делал) партнер, но я играл хорошо», значит, он играл плохо. А если: «Не помню, как я играл, но помню как играл партнер», - значит, он играл хорошо. Если активность действия не создается сама собой, ее можно вызвать путем обострения предлагаемых обстоятельств. Эти случайные обстоятельства хорошо развить в упражнениях, имеющих импровизационный характер.

 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
О режиссере и режиссуре
Новаторство в театре
Актер школы Станиславского
Об основных направлениях в актерском искусстве
Действие – основа сценического искусства
Элементы органического действия
Настройка к действию
Органическое внимание
Преодоление мышечных зажимов
Творческая фантазия
Воображение и внимание последующих уровней
Память на ощущения
Сценическое действие
Сценическая задача
Действие и противодействие
Сценическое чувство
Развитие артистической смелости и непосредственности
Взаимодействие с партнерами. Сценическое общение
 

                                                                                                                                                                                                        <<  назад   /  вперед  >>

     Rambler's Top100       Рейтинг Сайтов YandeG   BardTop


продвижение сайта Рейтинг Культура / Искусство сайтов
Hosted by uCoz