<<  в школу

Искусство быть актером

Мастерская Актера Музыкально-поэтического театра

 
 

    Прямое общение актера со зрителем получило широкое распространение. Но это частный прием, не опровергающий общего правила: основой сценического действия является общение актеров между собой. Станиславский не сразу подошел к пониманию природы сценического общения. Долгое время он рассматривал общение как элемент внутреннего творческого самочувствия актера. Он допускал возможность чисто духовного общения вне конкретного действия, то есть «непосредственное общение в чистом виде, из души в душу», которое происходит «без видимых для зрения физических действий» и представляет собой процесс обмена душевными токами.
   Вместе с тем он не исключал необходимости и внешнего, «телесного общения» на сцене с помощью движений, жестов, мимики и других физических действий. При этом в главе «Общение» говорится об органической связи души и тела, физического и психологического в творчестве актера. Дорожа духовной стороной творчества, учения Станиславского рекомендуют вызывать этот процесс, отталкиваясь от физической природы действия.
   Актер должен научиться находиться на сцене в плоскости активного действия, борьбы партнеров за достижение своих целей, а не в плоскости статического пребывания в самочувствии.
   Теперь более точно определим природу общения – это взаимодействие партнеров в процессе сценической борьбы, то есть происходит тончайший процесс взаимодействия, посредством которого разрешается тот или иной драматургический конфликт. Борьба может вызываться различными поводами, принимать самые различные формы, однако во всех случаях она предполагает органическое взаимодействие, а взаимодействие – борьбу.
   Сценическое общение всегда протекает через воздействие партнеров друг на друга. Часто в жизни то или иное “настроение”, “атмосфера” определяются свойствами собравшихся людей: чувство неловкости, замкнутости, внутренней напряженности может неожиданно возникнуть среди только что веселившихся людей при появлении тяжелого, подозрительного или “несимпатичного” человека. Присутствие хотя бы внешне бездействующего человека может быть приятно или неприятно. Сейчас хочется подчеркнуть, что люди могут воздействовать друг на друга непосредственно, почти незаметно для глаза или слуха.
   Этот закон жизненного общения – внутренней связи и взаимного воздействия между людьми – должен быть осознан и перенесен на сцену. Отсутствие на сцене между партнерами такой живой внутренней связи лишит игру актеров главного – правдоподобия.
Воздействие партнеров друг на друга надо рассматривать таким, что малейшее изменение в поведении одного влечет за собой соответствующее изменение в поведении другого. Под “поведением” следует понимать любые действия человека, как внешние, так и внутренние, выражающиеся в изменении не только положения, но и состояния.
   Очень важно понять, что мы должны разговаривать друг с другом, смотреть друг на друга, добиваться друг от друга того, что требуется по роли, не формально, не по указке, наученные внешним приемам, а органически, на основе живой связи между людьми. Надо научиться слушать и смотреть на сцене не формально, не делая вид, что мы слушаем или смотрим на движения партнера, но и вникать в сущность слов и поступков его, стараться уловить не только сами действия, но и то, что за этими внешними действиями скрывается.

 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
О режиссере и режиссуре
Новаторство в театре
Актер школы Станиславского
Об основных направлениях в актерском искусстве
Действие – основа сценического искусства
Элементы органического действия
Настройка к действию
Органическое внимание
Преодоление мышечных зажимов
Творческая фантазия
Воображение и внимание последующих уровней
Память на ощущения
Сценическое действие
Сценическая задача
Действие и противодействие
Сценическое чувство
Развитие артистической смелости и непосредственности
Взаимодействие с партнерами. Сценическое общение
 

                                                                                                                                                                                                        <<  назад   /  вперед  >>

     Rambler's Top100       Рейтинг Сайтов YandeG   BardTop


продвижение сайта Рейтинг Культура / Искусство сайтов
Hosted by uCoz