По
мере развития своего воображения образы будут
вспыхивать, и сменять друг друга с возрастающей
быстротой. Вы должны обладать достаточной силой, чтобы
быть в состоянии остановить их движение и держать перед
внутренним взором так долго, как вы этого захотите. Сила
эта есть способность сосредоточить свое внимание.
Внимание есть процесс. Если вам случалось наблюдать себя
в периоды жизни, когда вы в течение дней и недель с
нетерпением ждали наступления важного события или
встречи, то наряду с вашей обыденной жизнью вы вели еще
и другую – внутренне деятельную и напряженную.
Отвлекаясь повседневными заботами, вы в глубине души не
прерывали связь с «событием». Эта деятельность и есть
внимание.
В
процессе внимания вы внутренне совершаете четыре
действия: держите незримый объект внимания; притягиваете
его к себе; сами устремляетесь к нему; проникаете в
него. Весь данный процесс протекает целиком в области
души. Даже в том случае, когда объект внимания является
видимым предметом и вы физически пользуетесь зрением,
все же процесс сосредоточения лежит за пределами
физического восприятия зрением, слухом или осязанием.
(Часто упражнения на внимание ошибочно строятся на
напряжение физических органов чувств), вместо того,
чтобы рассматривать физическое восприятие как ступень,
предшествующую процессу внимания. В действительности
органы внешних чувств освобождаются в тот момент, когда
начался процесс внимания. Чем меньше напряжены органы
ваших чувств, тем скорее вы достигаете сосредоточения
внимания и тем значительнее его сила.
Едва
ли следует говорить о том, что объектом внимания может
быть все, что доступно сфере вашего сознания: образ
фантазии, конкретный физический предмет, события
прошлого или будущего.
Упражнение на
внимание. Меняйте объекты вашего внимания в
следующей последовательности:
- Простой, видимый
предмет.
- Звук.
- Человеческая речь.
- Простой предмет,
вызванный в воспоминании.
- Звук, вызванный в
воспоминании.
- Человеческая речь
(слово или фраза), вызванная в воспоминании.
- Образ человека,
которого вы хорошо знаете, вызванный в воспоминании.
- Образ, взятый из
пьесы или литературы.
- Образ фантастического
существа, пейзажа, архитектурной формы и т.п., созданный
вами самими.
Упражняйтесь до тех пор, пока внимание с его четырьмя
действиями не станет для вас легко выполнимым, душевным
единым актом.
Сосредоточив
внимание на объекте, начните одновременно выполнять
простые действия, не имеющие к объекту прямого
отношения. Постарайтесь при этом уяснить, что процесс
внимания протекает в душевной сфере и не может быть
нарушен внешними действиями, одновременно с ним
совершаемыми.
Овладев техникой
внимания, вы заметите, что все ваше существо оживет,
станет активным, гармоничным и сильным. Эти качества
проявятся и на сцене. Бесформенность и расплывчатость
исчезнут, и ваша игра получит большую убедительность.
Одновременно с
упражнениями на внимание делайте упражнение на
воображение.
Выберите
небольшую законченную сцену из пьесы. Проиграйте её
несколько раз в вашем воображении. Поставьте перед
действующими лицами ряд задач (вопросов), например: ярче
выявить ту или иную черту характера, полнее отразить
атмосферу, усилить или ослабить то или другое чувство,
сыграть сдержанно, сыграть более темпераментно, ускорить
или замедлить темп сцены и т. п.
|