Преодоление
мышечных зажимов
Мышечное
напряжение возникает от излишнего волнения, от сознания
ответственности, от торжественной и нервной обстановки,
от сознания того, что при выступлении на сцене на тебя
смотрит большое количество людей, что и вызывает
инстинктивную, бессознательную мышечную реакцию. Наши
мускулы как бы зажимаются, становятся чересчур
напряженными, движения делаются связанными, голос
хрипит, лицо принимает не свойственное ему обычно в
жизни “надутое” выражение, человек перестает быть самим
собой. В этих условиях повышается кровяное давление,
учащается биение пульса, нарушается ритм дыхания и
возникает непроизвольное мышечное напряжение,
препятствующие выполнению заранее отработанных
физических действий. Также появляется и психическое
торможение, нарушающее быстроту и точность ориентировки,
остроту восприятия. Дополнительные затраты физических и
душевных сил приводят к быстрой утомляемости.
Это чувство
знакомо каждому актеру. Нередко желание преодолеть такую
связанность приводит к другому явлению – к развязности,
вертлявости и т.п., что также является пороком, и служит
препятствием для актера – как результат, не происходит
верного развития роли.
Ключом к
мышечному освобождению является органическое внимание.
Без него не может быть полного мышечного покоя. Но и
полного мышечного покоя не может быть без органического
внимания. Здесь присутствует полная, - замкнутая
обратная связь.
В жизни наши
мышцы при необходимом действии затрачивают только
определенное количество энергии, ни больше, ни меньше.
Также и на сцене для выполнения определенного действия
(работы) нам необходимо затрачивать достаточное
количество энергии, не тратя её на “дополнительные”
напряжения, связанные с волнением и т.п. Это все
касается мышц тела, горла, связок, ног, рук и т.д.
“Помочь” себе сделать определенное движение или хоть
часть его – значит, затратить лишнюю энергию. Поэтому
тело на сцене должно находиться в так называемом
состоянии покоя, быть как бы вялым.
То же касается и
эмоций. Подобно как в природе существует нулевое
состояние между положительной и отрицательной
температурой, так и у человека можно обнаружить точки,
определяющие положительные эмоции от отрицательных,
напряжение от расслабления.
Чтобы найти такое
«нулевое» состояние, полезно проделать следующее: стоя и
сидя проверить сверху вниз, от головы до пят, напряжение
мышц, добиваясь спокойного, нейтрального состояния.
Прежде всего, проверяется мимика. У некоторых актеров на
сцене непроизвольно сдвигаются или приподнимаются брови,
щурятся глаза, растягиваются углы губ, образуя так
называемую «собачью улыбку». Все это нужно устранять с
помощью подсказа со стороны или даже с помощью зеркала.
Очень часто от нервозности напрягается шея и
приподнимаются плечи, «укорачиваются» руки. Надо
освобождать и их. Надо научиться освобождать лишь
определенную группу мышц, сохраняя напряжение в другой
группе.
Для достижения
состояния полного покоя и устранения мышечных зажимов,
нужно сперва довести напряжение в определенных участках
тела до предела, после чего сразу ослабить мышцы.
Например: левая рука напряжена, все остальное тело
расслаблено, потом правая рука и т.д. словом, в любой
последовательности напряжение и освобождение мышц всего
тела.
Также
использовать при этом дыхательные упражнения. Не
забывайте, что вам необходимо оставаться в свободной
(подобранной) позе, избавившись от излишков напряжения,
сохраняя его настолько, на сколько это необходимо для
совершения данного действия.
Учитесь также
владеть разными степенями мышечного напряжения.
Проверяйте себя в практических занятиях: я хожу дома,
тело и мышцы свободны, напряжение отсутствует. А теперь
я на занятиях, выступаю перед кем-то, они смотрят на
меня, слушают, напряжен ли я? Постарайтесь найдя
мышечную свободу, тот покой, который свойственен вам в
жизни. При этом, затрачивая необходимое и достаточное
мышечное напряжение.
Впоследствии
освобождение мышц или стремление к нему в минуты
волнения становится нормальным явлением. Мышечного
контролера необходимо внедрить в свою физическую
природу, чтобы он стал помогать нам в момент творчества.
|