<<  в школу

Искусство быть актером

Мастерская Актера Музыкально-поэтического театра

 
 

    Преодоление мышечных зажимов

   Мышечное напряжение возникает от излишнего волнения, от сознания ответственности, от торжественной и нервной обстановки, от сознания того, что при выступлении на сцене на тебя смотрит большое количество людей, что и вызывает инстинктивную, бессознательную мышечную реакцию. Наши мускулы как бы зажимаются, становятся чересчур напряженными, движения делаются связанными, голос хрипит, лицо принимает не свойственное ему обычно в жизни “надутое” выражение, человек перестает быть самим собой. В этих условиях повышается кровяное давление, учащается биение пульса, нарушается ритм дыхания и возникает непроизвольное мышечное напряжение, препятствующие выполнению заранее отработанных физических действий. Также появляется и психическое торможение, нарушающее быстроту и точность ориентировки, остроту восприятия. Дополнительные затраты физических и душевных сил приводят к быстрой утомляемости.
   Это чувство знакомо каждому актеру. Нередко желание преодолеть такую связанность приводит к другому явлению – к развязности, вертлявости и т.п., что также является пороком, и служит препятствием для актера – как результат, не происходит верного развития роли.
   Ключом к мышечному освобождению является органическое внимание. Без него не может быть полного мышечного покоя. Но и полного мышечного покоя не может быть без органического внимания. Здесь присутствует полная, - замкнутая обратная связь.
   В жизни наши мышцы при необходимом действии затрачивают только определенное количество энергии, ни больше, ни меньше. Также и на сцене для выполнения определенного действия (работы) нам необходимо затрачивать достаточное количество энергии, не тратя её на “дополнительные” напряжения, связанные с волнением и т.п. Это все касается мышц тела, горла, связок, ног, рук и т.д. “Помочь” себе сделать определенное движение или хоть часть его – значит, затратить лишнюю энергию. Поэтому тело на сцене должно находиться в так называемом состоянии покоя, быть как бы вялым.
   То же касается и эмоций. Подобно как в природе существует нулевое состояние между положительной и отрицательной температурой, так и у человека можно обнаружить точки, определяющие положительные эмоции от отрицательных, напряжение от расслабления.
   Чтобы найти такое «нулевое» состояние, полезно проделать следующее: стоя и сидя проверить сверху вниз, от головы до пят, напряжение мышц, добиваясь спокойного, нейтрального состояния. Прежде всего, проверяется мимика. У некоторых актеров на сцене непроизвольно сдвигаются или приподнимаются брови, щурятся глаза, растягиваются углы губ, образуя так называемую «собачью улыбку». Все это нужно устранять с помощью подсказа со стороны или даже с помощью зеркала. Очень часто от нервозности напрягается шея и приподнимаются плечи, «укорачиваются» руки. Надо освобождать и их. Надо научиться освобождать лишь определенную группу мышц, сохраняя напряжение в другой группе.
   Для достижения состояния полного покоя и устранения мышечных зажимов, нужно сперва довести напряжение в определенных участках тела до предела, после чего сразу ослабить мышцы. Например: левая рука напряжена, все остальное тело расслаблено, потом правая рука и т.д. словом, в любой последовательности напряжение и освобождение мышц всего тела.
   Также использовать при этом дыхательные упражнения. Не забывайте, что вам необходимо оставаться в свободной (подобранной) позе, избавившись от излишков напряжения, сохраняя его настолько, на сколько это необходимо для совершения данного действия.
   Учитесь также владеть разными степенями мышечного напряжения. Проверяйте себя в практических занятиях: я хожу дома, тело и мышцы свободны, напряжение отсутствует. А теперь я на занятиях, выступаю перед кем-то, они смотрят на меня, слушают, напряжен ли я? Постарайтесь найдя мышечную свободу, тот покой, который свойственен вам в жизни. При этом, затрачивая необходимое и достаточное мышечное напряжение.
   Впоследствии освобождение мышц или стремление к нему в минуты волнения становится нормальным явлением. Мышечного контролера необходимо внедрить в свою физическую природу, чтобы он стал помогать нам в момент творчества.
 

 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
О режиссере и режиссуре
Новаторство в театре
Актер школы Станиславского
Об основных направлениях в актерском искусстве
Действие – основа сценического искусства
Элементы органического действия
Настройка к действию
Органическое внимание
Преодоление мышечных зажимов
Творческая фантазия
Воображение и внимание последующих уровней
Память на ощущения
Сценическое действие
Сценическая задача
Действие и противодействие
Сценическое чувство
Развитие артистической смелости и непосредственности
Взаимодействие с партнерами. Сценическое общение
 

                                                                                                                                                                                                        <<  назад   /  вперед  >>

     Rambler's Top100       Рейтинг Сайтов YandeG   BardTop


продвижение сайта Рейтинг Культура / Искусство сайтов
Hosted by uCoz