Элементы
органического действия
Настройка к действию
Практические
занятия с учениками целесообразно начинать с воспитания
элементарных навыков, необходимых для коллективной
творческой работы. К ним относятся: внутренняя
собранность, организованность, чувство локтя партнера,
готовность активно включиться в процесс сценического
действия.
В театральной
педагогике для этой цели созданы соответствующие
упражнения. Они должны привести: к легкости и изяществу,
быстроте, бесшумности и одновременности в выполнении
простейших действий. Те же действия можно проделать в
различных темпах, ритмах и под музыку, которая не только
подсказывает темп и ритм, но и характеризует движения.
Различные игры и упражнения должны развить внимание,
сообразительность, находчивость, ощущение партнера,
чувство коллективности, то есть все те качества, которые
необходимы на сцене. Вместе с тем они помогают
преодолеть тормозящие факторы – смущение, застенчивость,
скованность, напряженность – и выработать быстроту
реакции, внутреннюю готовность к свершению действий. Все
эти упражнения можно придумать в большом количестве
самостоятельно, по характеру они будут напоминать
детские игры. Органическое внимание
Когда человек
находится один и знает, что его никто не видит, то
чувствует себя совершенно свободно, чем бы он ни
занимался. При этом его внимание в каждый данный момент,
на чем-нибудь сосредоточено, что-то из окружающей среды,
либо в вас самих особенно заинтересовало и выделяется
ярче остального. Вы можете одновременно и смотреть, и
слушать, и держать в руках какой-нибудь предмет, но из
всего этого ряда что-то будет обязательно выделяться,
стоять на первом плане, быть главным. В жизни мы этого
не замечаем, не задумываемся над этим, и проверив себя,
мы убедимся, что это так: будь то мысль или предмет,
сознательно или бессознательно – всегда будет
присутствовать объект внимания. В жизни происходит
постоянная смена объектов внимания, как правило
непроизвольно, с разной степенью напряженности, которая
в основном, не зависит от человека: летит муха, болит
горло, вы смотрите телевизор. Настоящее жизненное
внимание, обязательно с известной степенью интереса
направленное на определенный объект, - называется
органическим вниманием. Именно такого внимания
необходимо добиваться с первых шагов будущему артисту.
Нам надо помнить то обстоятельство, что на выходящего на
сцену смотрят сотни глаз, в результате это
обстоятельство приводит к резкой грани между жизненным и
сценическим поведением. На “сцене”, обычно, человек
ведет себя или чересчур скованно, неловко, или наоборот
развязно – показывая, делая вид мнимой свободы.
Отсюда в первом
упражнении необходимо добиться, сидя перед друзьями,
руководством, и другими - потери ощущения беспокойства
за себя, за то, как вы выглядите.
Для этого
необходимо сосредоточить внимание на какой-нибудь мелочи
(предмете). Пусть это будет спичечный коробок,
почувствуйте настоящую заинтересованность, рассмотрите
мелкие подробности: что на нем написано, какой рисунок,
какая краска, аккуратно ли он выполнен и т.д. То есть,
чем внимательнее вы будете вглядываться в объект, тем
скорее освободитесь от связанности и неловкости, которые
были у вас в начале. Результат: когда вы всем своим
существом (не представляя, а действительно
заинтересовавшись) уйдете в разглядывание предмета, вы
сами почувствуете, а зритель увидит, что вы стали вполне
свободны, просты, серьезны. Это и выразится в положении
вашего тела и в выражении лица и глаз – внешний покой
будет результат внимания, органически сосредоточенного
на взятом объекте.
|