Вторая
ступень – есть действие, осуществляемое на публике в
условиях вымысла. То есть ученик откликается своими
действиями на предложенные ему обстоятельства. Он должен
научиться на материале простейших упражнений действовать
органично и целесообразно в плане сценической
импровизации, которая должна утвердить его в понимании
того, что значит действовать сегодня, здесь, сейчас.
Третья ступень
овладения органическим действием связана с его
повторностью. Здесь происходит перерастание
импровизационного упражнения в отработанный этюд, в
котором фиксируются логика и последовательность
действия. Однако воспроизведение этой логики должно
сохранять элемент первичности и импровизационности.
Ученики учатся повторять не повторяясь, то есть, не
теряя органического процесса.
В дальнейшем
добавляются новые ступени, связанные с овладение логикой
действия обстоятельства роли и действия в образе
(перевоплощение).
Чтобы действовать
на сцене так же правдиво, естественно и органично, как в
жизни, необходимо понять, что такое подлинное
органическое действие в сценическом искусстве и из каких
элементов оно состоит. Выполните простые упражнения:
рассмотреть зрительный зал, сцену, занавес; выйти на
сцену и, ничего не делая, выдержать длительную паузу.
Лишенный конкретного действия и став объектом внимания
присутствующих, можно скоро убедится в ложности своего
положения.
На ряде
простейших упражнений нетрудно показать, что всякое
совершаемое действие вызывает работу наших органов
чувств, требует внимания, сосредоточенности на
определенных объектах, логики и последовательности,
втягивает в действие как физический аппарат актера, так
и его психику.
Но всякое ли
действие является предметом сценического искусства,
иначе говоря, творчеством? Вы стоите на сцене и
рассматриваете зрительный зал: такое действие еще не
есть творчество, так как в нем отсутствует элемент
вымысла. Если же это жизненное действие оправдать
вымыслом «стою на палубе корабля, смотрю на неизвестную
землю», то произойдет переключение его из реальной
плоскости в плоскость воображения, в которой только и
может происходить творчество. В этом случае требуется не
галлюцинация, а умение ответить на вопрос: что бы я стал
делать в данных предлагаемых обстоятельствах? Причем
ответить не только мысленно, но и всей логикой своего
поведения. Важно, чтобы вы поверили в данный вымысел в
реальной жизни и искренне увлеклись им (для этого
потребуется ряд дополнительных вопросов: как я оказался
на палубе корабля, что это за корабль, куда и зачем он
следует и т.д.).
Роль вымысла в
творчестве станет особенно ощутимой, если предлагать
проделать одно и то же действие в разных
обстоятельствах. В результате этих упражнений вы должны
понять, что всякое совершаемое на сцене действие требует
определенной цели и внутреннего оправдания. Без них
нельзя даже просто открыть дверь и войти в комнату.
Самое главное в
понимании сценического действия – почувствовать, что
активное сценическое действие всегда предполагает
преодоление препятствий на пути к достижению цели, а
следовательно, и борьбу. Борьба – обязательное условие
развития действия. Без противоречий, конфликта,
столкновений, борьбы не может быть и сценического
творчества. Исход этой борьбы будет зависеть от того,
насколько каждый из участников борьбы будет активен в
достижении цели.
Перейдем к
раскрытию элементов органического действия.
|