<<  в школу

Искусство быть актером

Мастерская Актера Музыкально-поэтического театра

 
 

Об основных направлениях в актерском искусстве

   В отличие от театрального ремесла и искусства представления Станиславский условно называл это направление искусством переживания. К пониманию искусства переживания лучше подходить не прямым, а косвенным путем, то есть через изучение противостоящих ему театральных направлений. Следует понимать, что такое сценическое ремесло и актерский дилетантизм. Говоря о дилетантизме, важно разграничить дилетантизм ученический от дилетантизма как определенной позиции в искусстве. Ученический дилетантизм не опасен, через него проходят все начинающие. Гораздо опаснее дилетантизм по убеждению – он отрицает актерскую технику, школу и возлагает все свои расчеты на случайное озарение или вдохновение. Он потакает актерским слабостям, оправдывает лень, безволие, развивает неоправданное представление о своей творческой исключительности.
Если дилетантизм отрицает актерскую технику, то ремесло, напротив, сводит все творчество только к технике. У начинающих актеров не может быть сложившейся ремесленной техники, но элементы ремесла можно обнаружить и у них. Это, прежде всего театральный штампы в изображении чувств и образов, ложное актерское самочувствие, толкающее на самопоказывание, наигрыш, актерский пафос и т.д. Особенно распространились сейчас штампы мнимой многозначительности, жизненной простоты, которые возникли на почве подражания реалистическому искусству и пришли на смену ремесленным штампам театрального классицизма и романтизма XIX века.
   Если техника актера-ремесленника сводится в основном к приемам внешнего изображения образов и страстей, а искусство представления – к умению однажды и навсегда зафиксировать внешний рисунок роли, то искусство переживания предъявляет к актеру и его технике иные, более высокие требования. Оно требует от него не демонстрации готовых результатов творчества, а умение на каждом спектакля заново создавать живой органический процесс по заранее разработанной логике жизни образа, не повторять своего вчерашнего исполнения, а творить всякий раз новую, подлинную «жизнь сегодняшнего дня».

Действие – основа сценического искусства

   Искусство актера – это искусство сценического действия. В театре приобретает силу и убедительность только то, что выражено через действие. Действие является главным средством сценической выразительности. Через активное, целенаправленное, органическое действие воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается идейный замысел произведения. В отличие от условного театрального действия органическое действие воссоздает процесс творчества, протекающий по законам самой природы. Это значит, что актер на сцене, как и в жизни, должен уметь по-настоящему видеть, слышать, мыслить, чувствовать, действовать, а не представляться мыслящим, действующим и т. д. Трудности воссоздания органического процесса в обстоятельствах вымысла усугубляются еще противоестественными условиями публичного творчества, то есть необходимостью жить на сцене напоказ.
     Педагогический процесс воспитания такого актера требует строгой последовательности и постепенности.
   Первая ступень в овладении процессом органического действия – есть преодоление неблагоприятных условий публичного творчества. Для чего необходимо совершать простые жизненные действия в присутствии зрителей (педагогов и других актеров-учеников), не осложненные творческим вымыслом: что-либо рассмотреть, расслышать, отыскать, прочитать наизусть, перейти, обратиться с вопросом и т.п. Смысл подобных упражнений – отвлекаться от зрителей, увлекаясь на сцене конкретным действием («публичное одиночество»).
 

 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
О режиссере и режиссуре
Новаторство в театре
Актер школы Станиславского
Об основных направлениях в актерском искусстве
Действие – основа сценического искусства
Элементы органического действия
Настройка к действию
Органическое внимание
Преодоление мышечных зажимов
Творческая фантазия
Воображение и внимание последующих уровней
Память на ощущения
Сценическое действие
Сценическая задача
Действие и противодействие
Сценическое чувство
Развитие артистической смелости и непосредственности
Взаимодействие с партнерами. Сценическое общение
 

                                                                                                                                                                                                        <<  назад   /  вперед  >>

     Rambler's Top100       Рейтинг Сайтов YandeG   BardTop


продвижение сайта Рейтинг Культура / Искусство сайтов
Hosted by uCoz