Об основных направлениях в
актерском искусстве
В отличие от
театрального ремесла и искусства представления
Станиславский условно называл это направление искусством
переживания. К пониманию искусства переживания лучше
подходить не прямым, а косвенным путем, то есть через
изучение противостоящих ему театральных направлений.
Следует понимать, что такое сценическое ремесло и
актерский дилетантизм. Говоря о дилетантизме, важно
разграничить дилетантизм ученический от дилетантизма как
определенной позиции в искусстве. Ученический
дилетантизм не опасен, через него проходят все
начинающие. Гораздо опаснее дилетантизм по убеждению –
он отрицает актерскую технику, школу и возлагает все
свои расчеты на случайное озарение или вдохновение. Он
потакает актерским слабостям, оправдывает лень,
безволие, развивает неоправданное представление о своей
творческой исключительности.
Если дилетантизм отрицает актерскую технику, то ремесло,
напротив, сводит все творчество только к технике. У
начинающих актеров не может быть сложившейся ремесленной
техники, но элементы ремесла можно обнаружить и у них.
Это, прежде всего театральный штампы в изображении
чувств и образов, ложное актерское самочувствие,
толкающее на самопоказывание, наигрыш, актерский пафос и
т.д. Особенно распространились сейчас штампы мнимой
многозначительности, жизненной простоты, которые
возникли на почве подражания реалистическому искусству и
пришли на смену ремесленным штампам театрального
классицизма и романтизма XIX века.
Если техника
актера-ремесленника сводится в основном к приемам
внешнего изображения образов и страстей, а искусство
представления – к умению однажды и навсегда
зафиксировать внешний рисунок роли, то искусство
переживания предъявляет к актеру и его технике иные,
более высокие требования. Оно требует от него не
демонстрации готовых результатов творчества, а умение на
каждом спектакля заново создавать живой органический
процесс по заранее разработанной логике жизни образа, не
повторять своего вчерашнего исполнения, а творить всякий
раз новую, подлинную «жизнь сегодняшнего дня».
Действие – основа сценического
искусства
Искусство актера – это искусство сценического
действия. В театре приобретает силу и убедительность
только то, что выражено через действие. Действие
является главным средством сценической выразительности.
Через активное, целенаправленное, органическое действие
воплощается внутренняя жизнь образа и раскрывается
идейный замысел произведения. В отличие от условного
театрального действия органическое действие воссоздает
процесс творчества, протекающий по законам самой
природы. Это значит, что актер на сцене, как и в жизни,
должен уметь по-настоящему видеть, слышать, мыслить,
чувствовать, действовать, а не представляться мыслящим,
действующим и т. д. Трудности воссоздания органического
процесса в обстоятельствах вымысла усугубляются еще
противоестественными условиями публичного творчества, то
есть необходимостью жить на сцене напоказ.
Педагогический процесс
воспитания такого актера требует строгой
последовательности и постепенности.
Первая ступень в
овладении процессом органического действия – есть
преодоление неблагоприятных условий публичного
творчества. Для чего необходимо совершать простые
жизненные действия в присутствии зрителей (педагогов и
других актеров-учеников), не осложненные творческим
вымыслом: что-либо рассмотреть, расслышать, отыскать,
прочитать наизусть, перейти, обратиться с вопросом и
т.п. Смысл подобных упражнений – отвлекаться от
зрителей, увлекаясь на сцене конкретным действием
(«публичное одиночество»).
|