МАСТЕРСТВО АКТЕРА
Лучшие
достижения школ выдающихся театральных деятелей:
К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, М. Чехова, В.
Мейерхольда, Е. Вахтангова, а также их учеников и
последователей.
О режиссере и
режиссуре
В современной литературе о театре существует расхожее
мнение о том, что профессиональная режиссура возникла на
рубеже XIX-XX столетия, столь изобильная разными
сенсациями и открытиями. Авторы, как правило, исходят из
того, что в предшествующих эпохах существовали “театры
Шекспира, Мольера, Гольдони” и т. д., но не было
театров, в которых руководящая роль принадлежала бы
режиссерам. Это обуславливалось, прежде всего, тем, что
режиссер выполнял практически только административную
функцию. В начале ХХ века главенствующее положение
режиссера в театре закрепилось. И в те далекие времена и
сегодня, все равно раздаются бесконечные жалобы на
дурную игру актеров, на слабость или отсутствие
ансамбля, на невыразительность и бессмысленность
мизансцен. Трудно сколько-нибудь объективно судить об
эстетической ценности театральных представлений далекого
прошлого. Хорошо, когда в зрительном зале появились
люди, подобные Белинскому. В. Г. Белинский тонко
заметил, что “сценическое искусство есть искусство
неблагодарное, потому что оно живет только в минуты
творчества и, могущественно действуя на душу в
настоящем, оно неуловимо в прошедшем. Как воспоминание,
игра актера жива для того, кто был ею потрясен, но не
для того, кому бы хотел он передать свое о ней понятие.
” Правда, в силу развития телевидения, мы все-таки можем
лицезреть одноразовое сценическое искусство (т.е.
творческое воплощение, сыгранное актерами в данный
момент и в данном месте). Но каковы бы ни были суждения
о театре, они неизбежно ограничены своей эпохой, так как
художественно-выразительные средства театра, при
кажущейся статике, весьма подвижны. Они меняются вместе
с естественными поколениями зрителей, эстетические
критерии которых претерпевают существенную эволюцию.
Одно неизменно –
ощущение восторга и повторение тех чудес, которые
испытал зритель после посещения спектакля.
Режиссерская часть в настоящее время поднялась на такой
высокий уровень, насыщенна полной жизненностью и
осмыслением игры, что требует от актеров полной отдачи и
творчества на сцене.
Приведем пример отношения П. И. Чайковского к «современному»
оперному театру и постановке “Евгения Онегина”: “Мне
нужна здесь не большая сцена с ее рутиной, условностью,
с ее бездарными режиссерами... и т. д. Мне нужно вот
что: - певцы средней руки, но хорошо промуштрованные и
твердые; - певцы, которые вместе с тем будут просто, но
хорошо играть; - нужна постановка не роскошная, но
соответствующая времени очень строго; - хоры должны быть
не стадом овец, а людьми, принимающими участие в
действии...” Этот яркий пример свидетельствует о
положительной характерности того, что должно происходить
на сцене.
Если рассматривать оперный театр как сочетание в режиссуре музыки и
слова, то и тот и другой компонент должны оказывать
воздействующую силу на сцене. И опять подчеркнем
главенствующее значение режиссуры: сценические
нелепости, фальшь, неправда наносят глубокий ущерб самой
гениальной музыке или слову, ибо они живут в спектакле
не обособленно, а в не разрывном единстве со всеми
компонентами его воплощения. Этой непреложной истиной
нельзя пренебрегать.
|