Работа актера на сцене в театре слова.
Итак, актер готов к выходу на сцену. (Кстати, для
партнера-зрителя неважно, является ли он автором
исполняемых произведений, потому что сейчас он будет
автором фраз, автором сценической жизни произведения
и т.п.). Он обладает всеми необходимыми техническими
навыками – они не станут объектами внимания ни его
самого, ни его собеседников. Он знает тему и
сверхзадачу своего выступления, тему и сверхзадачу
каждого исполняемого произведения, он знает образное
зерно каждого произведения, он знает, как
позволить ему прорасти. Он уже чувствует в себе
персонаж (или лирического героя). То есть он уже
готов к творческой жизни. Теперь он выходит на
сцену, в атмосферу, которую угадывал за кулисами, но
не ощущал настолько, чтобы оценить. Теперь он
оценивает атмосферу, собирает внимание и включает
фантазию. С этого начинается непосредственно
творческий процесс. Пауза – поиск точного
произнесения первой фразы. Схема диалога похожа на
игру в теннис: подача – ответ – оценка – подача… И
все это пронизывает импровизация: интуиция,
помноженная на знание задачи и способов ее решения.
Круги внимания населяются образами фантазии с
помощью жестов и интонаций. Внутреннее творческое
состояние определяется одним словом – жизнь. Под
воздействием актера меняются состояние
партнера-зрителя и атмосфера. При этом рассудок
пристально следит за всеми переменами, но следит, не
вмешиваясь в процесс. Не вмешиваясь, пока актер не
допускает ошибку. В этот момент рассудок включается
и напоминает, что и как было проработано на
репетициях, и актер возвращается к точному
внутреннему состоянию. Если процесс возврата
происходит быстро, если ошибка не становится
объектом внимания актера и в дальнейшем актер
работает точно, собеседник - зритель забывает об
ошибке. Но актер должен вспомнить о ней после
выступления и проанализировать причины ошибки, чтобы
найти способы ее устранения. В этом ему поможет
рассудок, который работает как контролер, т.е. еще и
как память, как записывающее устройство. Конечно, в
обычном драматическом театре в этом анализе ему мог
бы помочь и профессиональный партнер, и режиссер. Но
в театре одного актера нет профессионального
партнера, а к помощи режиссера, если говорить об
авторской песне, обращаться не принято.
И,
в заключение, работа на сцене требует сложного
кропотливого труда как до выхода на сцену, так и
после ухода со сцены, труда, который занимает в
жизни гораздо больше времени, чем работа
непосредственно на сцене.