То
есть работают внимание и фантазия, а следом сразу
идет процесс оценки услышанного. Именно действия
актера по оценке, осмыслению услышанного, степень
его внимательности и будут означать для
партнера-собеседника эмоциональную реакцию. Однако в
театре одного актера зритель-партнер молчит. Что в
этом случае? На это можно ответить вопросом: а нужны
ли нам слова собеседника, чтобы понять, что он
чувствует и думает? Разве не видим мы этого в его
глазах и мимике, в том, что предшествует словам?
Разве не поддается это нашей оценке? Конечно же,
поддается. Таким образом реакции активного слушателя
постоянно оцениваются актером и вносят постоянные
коррективы в его решение главной задачи, в его
импровизацию. Это так же как в жизни: мы постоянно
проверяем, слышит ли нас собеседник, правильно ли
понимает, не надо ли повторить фразу или мысль
другими словами или громче, или с другими акцентами
и т.д. То же самое проделывает актер в процессе
своего исполнения, внося коррективы в характер
последующих фраз, т.к. не может ни повторять дважды,
ни менять слова во фразах. В результате мы получаем
процесс, в котором активно участвуют и актер и
зрители. Мы получаем диалог, естественный как в
жизни, где все сказанное рождается здесь и сейчас.
При условии, что удалось выполнить все, о чем
говорилось выше.
Теперь мы можем поговорить о соотношениях
логического и интуитивного. Строго говоря, чисто
логического в творческом процессе нет. И, когда мы
говорим «мысль», всегда подразумеваем связанный с
ней образ или образы. Тогда к логически-образному,
поддающемуся осмыслению, следует отнести все, кроме
импровизации. Импровизация интуитивна, а
следовательно не поддается анализу. Именно с
творческой интуицией связаны наши представления о
вдохновении и таланте. А с техническими навыками и
уровнем владения образно-логическими понятиями – о
мастерстве. Талант без мастерства спонтанен и
хаотичен, чередует творческие удачи с провалами.
Мастерство без таланта мертво. Моцарт и Сальери
могут по-настоящему существовать в искусстве только
как одно лицо: талант, помноженный на мастерство,
достигаемое только трудом.