<<  в школу

АКТУАЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ  РАЗВИТИЯ

 
 

 Неважно, что эти круги выходят за пределы помещения, в котором происходит диалог. Важно, что в них живут, их заполняют образы фантазии. Актер при этом всегда находится в круге, на линии его окружности, а круги постоянно возникают перед ним, т.е. собеседник всегда оказывается внутри этих кругов, населенных образами исполнителя и начинает с ними соприкасаться. Физически можно представить восприятие кругов на слух, а заполнение – голосом и жестом. Мы и в жизни заполняем своими действиями то пространство, которое определяем для них, очерчиваем и воспринимаем. Но в фантазии мы не ограничены. Если надо дотянуться рукой до луны, то в фантазии это возможно, этот образ жизненен, т.е. правдив. Способ заполнения пространства голосом или жестом, т.е. нашими действиями или нашими образами называется посылом или подачей.

Зерно роли или зерно образа. Мы начинаем рассказывать о каком-либо человеке или каком-либо событии, отыскивая в памяти некое начальное общее представление о нем. Мы еще не видим деталей. Они появляются и уточняются и накапливаются в процессе работы нашей фантазии. Это начальное представление, в котором как бы упакованы будущие характеристики и детали, из которого они вырастают, подобно растению, и называется зерном образа.

Вдохновение и импровизация.

Итак, мы обладаем техническими навыками, мы владеем вниманием и фантазией, у нас есть представление об основной мысли, знание главной и частных задач на пути ее решения, мы обладаем понятиями атмосферы и кругов внимания и можем в них действовать, населяя их своими образами. Достаточно ли этого для решения творческой задачи? Нет. Мы только подготовили все условия, чтобы достичь естественности, а вместе с ней - убедительности. По-настоящему это достигается только импровизацией. Мы подготовили поле, пространство, условия для импровизации и задали ей тему. Поскольку импровизация не может не быть ограничена темой, временем и местом. Но что же такое импровизация? Это свободное владение элементами и создание из них по собственной свободной воле, здесь и сейчас, произведения искусства на заданную извне или изнутри тему. То есть импровизация вовсе не есть нечто ничем не ограниченное. Можно представить себе, например, прямоугольник, в котором можно перемещаться как угодно, имея волю к решению задачи, например, что-либо найти, но за пределы прямоугольника выходить нельзя – в конце концов, в нем нет искомого предмета. Понятно, что импровизация тесно связана с вдохновением. Чем больше человек увлечен, вдохновлен, заинтересован решаемой задачей, тем свободней он импровизирует. И, наоборот, если это не его воля, а навязанная извне, он скован задачей, как клятвой. Человек может быть горд, что держит клятву, но радости это ему не приносит, если клятва противоречит его желаниям, в данном случае творческим желаниям. Вдохновение приходит не только само по себе, но при помощи активного ожидания его, т.е. настроя на решение творческой задачи, а также во время самого исполнения творческой задачи, если действия актера на какое-то, в начале пусть непродолжительное время, оказываются точными в данных обстоятельствах. Иначе, когда точные действия вызывают внутреннее состояние, о котором мы говорили выше, а затем внутреннее состояние при наличии навыков и владении представлениями само ведет актера. Однако, то же самое внутреннее состояние может привести и к неточным действиям, вывести за пределы пространства импровизации. Это можно объяснить как мгновенное отрезвление, типа «ой, я что-то не то ляпнул!». В жизни мы тут же теряемся. Но рассудок актера, вечно помнящий о поставленной задаче и способах ее решения, не вмешивающийся в процесс импровизации, а только подглядывающий за ним, мгновенно включается, напоминает, что нужно делать, куда идти и так далее. Можно сказать, что процесс импровизации свойственен всем искусствам. Разве не импровизирует поэт, когда пишет стихи, художник - картину, а композитор – симфонию? Импровизируют, но они имеют возможность под контролем разума исправлять, уточнять написанное. У актера (как и у музыканта) такой возможности нет. У него только один способ исправить ошибку: двигаться дальше как можно точнее, чтобы об ошибке забыли полностью, что соответствует тому, что ее не заметили.

 
СОДЕРЖАНИЕ

* Искусство быть актером. Часть I

* Искусство быть актером. Часть II
* Уроки драматического искусства
* Диалоги о бардовском искусстве
Литературный анализ поэтического
   произведения
* Пособие игры на шестиструнной гитаре
* Аккорды. Аппликатор. Схемы
* Актуальные вопросы развития
 

 

                                                                                                                                                                                                  <<  назад   /  продолжение >> 

     Rambler's Top100       Рейтинг Сайтов YandeG   BardTop


продвижение сайта Рейтинг Культура / Искусство сайтов
Hosted by uCoz