Что касается элементов, которые непосредственно
связаны с процессом импровизации, то в нашем случае
их всего два: интонация и жест. Именно
интонации и жесты должны быть естественными.
Естественными же они могут быть только в том случае,
если будут рождаться в процессе исполнения. Но
рождаться из ничего, ничего не может. Рождение
интонаций и жестов должно быть подготовлено. Чем?
Всем, о чем мы говорили выше. Более того, необходимо
представлять себе характер интонаций и жестов в
каждой части произведения и как они меняют характер.
О конкретных интонациях мы говорить не можем: их
бесчисленное множество, они индивидуальны. Но
затверженная, заранее придуманная интонация является
штампом, она искусственна, мертва, фальшива.
С
какими же интонациями мы говорим в жизни? Они
бывают: интимные, повелительные, вопросительные,
иронические, саркастические, глубокомысленные,
восторженные и т.д., и т.п. Но все эти определения
обозначают характер интонации или, можно сказать,
интонационное поле, но не саму интонацию, которая
конкретна, индивидуальна и естественна, то есть,
рождена, а не придумана. То же самое относится к
жесту. То есть актер создает все условия для
рождения жестов и интонаций, он даже видит каковы
они по характеру, но конкретизация их и есть
импровизация актера. Но импровизация позволяет и
несколько большую свободу: характер интонации или
интонационные поля могут отклоняться от намеченных
заранее в процессе исполнения, в процессе решения
основной задачи. Но это зависит от реакций партнера.
Дополнение о диалоге.
Все, сказанное выше, относится к той части диалога,
когда говорим мы. А что происходит, когда говорят
нам? Во-первых, если мы действительно хотим услышать
собеседника, мы внимательны. Во-вторых, если мы
хотим собеседника понять, включена и наша фантазия –
мы должны видеть образы сообщаемого нам. В-третьих,
у нас возникает эмоциональная реакция на сказанное.
И, в-четвертых, мы оцениваем сказанное. Затем мы
начинаем готовить наш ответ, но этот процесс
полностью совпадает с описанным выше, когда говорим
мы.
Совпадают ли эти процессы с действиями актера на
сцене? Скорее всего, не полностью. Скорее всего,
наша эмоциональная реакция должна быть хорошо
контролируемой, а еще лучше отсутствовать вообще.