Понятия и представления.
Итак, мы уже говорили о главной задаче,
которая может быть сформулирована так: хочу,
рассказав историю, прочитав стихи, исполнив песню и
т.д., вызвать в собеседнике такие-то чувства и
такие-то мысли. Иначе говоря, вызвать в собеседнике
сопереживание рассказываемому. Как мы уже говорили
выше, в жизни мы так же ставим сознательно (или
неосознанно) задачу, цель беседы, даже если это
разговор ни о чем. В жизни процесс решения главной
задачи диалога выглядит так: в некоей атмосфере
(внешних обстоятельствах), при некоем, но
определенном, состоянии души (внутренних
обстоятельствах), в нас рождается мысль,
соответствующая задаче, внешним и внутренним
обстоятельствам, которая превращается во фразу,
которая произносится с точной естественной
интонацией и подачей (посылом). Все это для нас
происходит естественно, как ходить и т.п., поэтому
мы не задумываемся ни об интонации, ни о подаче: они
рождаются сами из атмосферы, состояния, мысли и
фразы. При этом живой диалог непременно
происходит в конкретное время и в конкретном месте,
т.е. здесь и сейчас. Чем же отличается
диалог, который ведет актер с партнером (зрителем)
от диалога в жизни? Тем, что он имеет готовые,
сочиненные заранее фразы, в которых должен понять
мысли, найти и поставить задачи и, исходя из этого,
воссоздать внешние и внутренние обстоятельства
и помочь родиться (возникнуть) интонациям и
подачам. При этом все должно выглядеть
естественно и происходить здесь и сейчас.
То есть актер, в сущности, должен добиться одной
единственной вещи: партнер (зритель) должен
поверить, что все фразы, произносимые актером,
рождаются сейчас, как в жизни, а вовсе не написаны
заранее и все, что происходит волнует его. Возможно
это только в том случае, если актер воссоздаст эти
процессы для себя, причем процессы, а не их
результаты.
Театральное искусство пользуется следующими
представлениями и понятиями, позволяющими эти
процессы воссоздавать.
- Фантазия и внимание, о которых мы
говорили выше.
- Основная мысль произведения и
вытекающая из нее главная задача при
исполнении произведения. В совокупности они
составляют сверхзадачу. В принципе об
основной мысли мы говорили в части посвященной
литературному анализу. Здесь следует добавить, что
основная мысль вариативна, она зависит не только от
того, что хотел сказать автор, но и от нашего
творческого понимания ее. (Например, «Отелло» – это
трагедия ревности или доверчивости?). Кроме того,
мысль в искусстве всегда образна, а потому понимание
ее требует не только логического, но в первую
очередь образного мышления. Основная задача,
вытекающая из основной мысли определяется через
волю, через понимание и ощущение: я хочу (объяснить,
доказать, растрогать и т.п.).