Соотношения логического и интуитивного в
творчестве.
Любой творческий процесс от сельского
хозяйства до театрального искусства имеет три
составляющие: а) технические навыки, б) понятия
и представления о конечном результате и способах
его достижения и в) вдохновение и связанная с ним
импровизация.
Выше мы говорили о внимании и фантазии, которые
можно тренировать как технические навыки. Кроме
того, внимание и фантазию можно отнести к
представлениям о способах достижения результата и,
наконец, они являются обязательным условием
появления или вызова вдохновения. К этому следует
добавить, что внимание непременно подразумевает
объект или действие (процесс), на котором оно
сосредоточивается. Что касается третьего способа
выполнения актерской задачи, таким объектом
внимания является партнер, а точнее его реакции
или взаимодействие с партнером. Или в жизни:
объектом внимания является собеседник, мы следим за
ним, появляются ли у него эмоции в связи со
сказанным нами, понимает ли он нас; переспрашиваем,
повторяем, ищем другие слова, рождаем все новые и
новые интонации и их оттенки. То есть, реакция
партнера – осмысление или ощущение ее, наша реакция,
наша новая подача – новая реакция партнера и т.д.
Именно этот процесс взаимодействия и является
объектом внимания, и только этот процесс. Все
остальное: от внешних явлений до посторонних, не
относящихся к теме разговора, мыслей - отвлекает
нас, рассеивает внимание.
Технические навыки.
Технические навыки это то, что поддается
тренировке, доводится до автоматизма, потому что в
противном случае они становятся объектом
непроизвольного, а порой и произвольного, внимания и
мешают выполнению задачи. В нашем случае к
техническим относятся навыки сценической речи,
сценического движения, игры на гитаре и пения.
Сценическая речь – это не только четкая
дикция, но и правильное дыхание, и включенные
работающие резонаторы. Что толку говорить, если
собеседник тебя не понимает из-за нечеткого
произношения? Как можно говорить, если собеседник
тебя не слышит из-за неправильного дыхания и
неработающих резонаторов? К тому же резонаторы еще и
определяют тембры голоса. Но мы не будем
переписывать учебник по сценической речи. Каждый,
кому это необходимо, найдет способ тренировать свою
речь.
Сценическое движение. Кто-то скажет: зачем
сценическое движение актеру (или автору),
пребывающему, как правило, в статическом положении?
И ошибется. Потому что сцендвижение – это, прежде
всего мышечная свобода. А наши мышечная и
психическая свободы очень глубоко связаны. Мышечный
зажим, он же психический, становится объектом
непроизвольного внимания, порой к тому же на
подсознательном уровне. Учебников по сцендвижению
нет, эти навыки можно получить только от
преподавателя.
Игра на гитаре. По этому поводу в кругах
авторской песни всегда много разговоров, ответ на
которые довольно прост: хорошая гитара – это та
гитара, которая не становится там, где не надо,
объектом внимания - и в плане фальши и в плане
вычурности – ни для исполнителя, ни для партнера
(зрителя). И здесь не будем более распространяться,
потому что есть учебники, самоучители и учителя.
Пение. Здесь совершенно очевидно, что
фальшивые звуки становятся ненужным объектом
внимания, а фальшивого пения не выносят даже люди,
не обладающие слухом. Но есть еще один вопрос:
необходимы ли занятия вокалом? Он не так прост.
Авторская песня все-таки искусство драматическое, а
не музыкальное, красота и сила голоса в ней не самое
главное. Знание сольфеджио не повредит, а резонаторы
и дыхание могут быть поставлены и на занятиях
сценречью. Да и в жизни разве мы требуем от
собеседника поставленного голоса? Это все-таки из
разряда «рояль в кустах» или «я не могу объясниться
с тобой в любви без помощи оркестра (ансамбля)». Но
общих рецептов не существует, зато существуют
преподаватели.