Фантазия.
В сущности, любой человек мыслит двумя сильно
переплетенными в различных пропорциях способами:
сформулированными мыслями и образами. То есть у
каждого человека два способа мышления: логическое и
образное. Преимущественное использование того или
иного зависит от решаемой задачи и природы
конкретной человеческой личности. Но в любом
процессе мышления присутствуют оба способа. Но когда
мы не заняты процессом мышления как какой-либо
деятельностью, как правило, профессиональной, а
размышляем для себя, эти процессы идут хаотично,
перескакивая с предмета на предмет. Актер занимается
профессиональной деятельностью и мыслит на сцене
преимущественно образами, которые, естественно, не
могут быть хаотичными, а должны составлять некое
гармоническое единство. В противном случае зритель
не сумеет его понять, как не может понять несвязный
бред. Актер должен быть, во-первых, в образе
рассказчика, а во-вторых, видеть общий образ
рассказываемого и постоянно добавлять к нему
образы-детали помимо найденных на репетиции, т.е.
импровизировать. Понятно, что для этого необходимо
иметь развитую фантазию. Развитая фантазия
подразумевает непременное наличие в художнике еще
двух качеств: доверчивости (легковерности) и
наивности. Все это дано нам изначально, в той или
иной степени, от природы. Но в дальнейшем бытовые и
социальные условия заставляют нас находить механизмы
защиты и все больше отказываться от доверчивости и
наивности, а значит притуплять собственную фантазию.
Но художник не может существовать без фантазии.
Собственно из-за этих противоречий и возникает
незащищенность художника и, как правило, сложная
судьба. Тем не менее, если человек все-таки
художник, он идет на все жертвы ради творчества и
сохраняет и даже все более усиливает в себе эти
качества: доверчивость и наивность, становясь все
более незащищенным в быту и социальной жизни, но
развивая свою фантазию и развиваясь сам как
художник.
Для развития фантазии, веры и наивности также
существует множество упражнений, и придумать их
можно еще в большем количестве. Вот несколько
упражнений, предложенных М. Чеховым.
1). Обращаться, например, с карандашом как с
заряженным револьвером, острой бритвой, кинжалом и
т.п.
2). Ходить по полу как по луже, грязи, раскаленному
песку и т.п.
3). Представить себе, что игрушки, изображающие
людей или животных, на самом деле люди или животные,
заменить игрушки какими-либо предметами.
4). Играть, подобно детям, в какие-либо детские
игры.
5). Принимать смешные и необычайные положения,
окружать себя необычайной обстановкой и верить, что
это необходимо для собственного счастья и для
счастья ближних, для победы над врагом, для личной
услуги приятелю и т.п.
6). Выдумать какой-либо смешной ритуал и всерьез
соблюдать его.
7). Искать сходство между предметами и людьми,
людьми и животными, фантазировать на тему, каково
настроение того или иного неодушевленного предмета,
сколько ему лет, каково его положение в иерархии
предметов.
8). Фантазировать под музыку.
9). Кто-нибудь произносит два-три слова.
Фантазировать на тему этих слов. И то же самое с
заказанным заранее настроением.
10). Выбрать какого-либо малознакомого или совсем
незнакомого человека и попробовать представить себе
и рассказать его биографию.
11). Вообразить себя хиромантом, астрологом,
экстрасенсом и устраивать сеансы.
12). Стараться найти красоту во всяком предмете, во
всяком положении, во всякой мысли, во всякой картине
и т.п.