Итак, допустим, что внимание и
фантазия натренированы. Вы прекрасно видите образ
своего персонажа, образы повествуемого и у вас
отличное внимание, чтобы концентрироваться только на
них и удерживать их сколь угодно долго. Но это
необходимые качества для любого художника, а не
только для актера. Что же еще необходимо уметь
актеру в образе персонажа, рассказчика, лирического
героя, автора? Ответ очень простой: жить. А это
значит: иметь волю, ставить задачи и действовать
ради их реализации при этом, вступая во
взаимодействия с партнерами и (в каком-то ином,
сложном смысле) со зрителями. В общем, то же самое,
что мы делаем в жизни. У нас есть воля, желания, мы
ставим задачи по достижению тех или иных целей или
желаний и действуем: совершаем поступки ради
достижения намеченного или переносим их в область
мечтаний и переживаний, ввиду недоступности
желаемого. При этом мы логичны и алогичны,
рациональны и иррациональны, эмоциональны и
бесчувственны в разных сочетаниях, в разных
пропорциях в разное время и при различных
обстоятельствах. Специфика актерского творчества в
том, что воля и задачи, поступки и слова привнесены
извне, можно сказать навязаны, но должны быть
присвоены, дабы достичь естественности. Иначе
зритель не поверит в происходящее на его глазах.
Существует обширная театральная литература,
оперирующая такими понятиями, как сверхзадача,
приведенные обстоятельства, зерно роли, здесь и
сейчас, приспособления, интонация, круги внимания
и т.д. Существуют две фундаментальные
технические дисциплины: сценическая речь и
сценическое движение. Но, дабы не заниматься
пересказом, перейдем к основной теме. А что касается
указанных понятий и дисциплин, будем возвращаться к
ним по мере необходимости.
Специфика театра слова, рассказчика,
театра одного актера и авторской песни.
Три способа актерской игры
М. Чехов назвал три возможных
способа выполнения актерской задачи или игры:
1) напоказ;
2) для себя;
3) для партнера.
Ввиду важности его выводов, приведем цитату из
работы «О системе Станиславского», касающуюся
способов игры, полностью.
«1) Играть «напоказ» – значит стараться объяснить
зрителю жестами и мимикой, что сейчас должен
переживать. О настоящем переживании здесь не может
быть и речи. В таком состоянии актер не только не
чувствует партнера, но по большей части не видит его
совсем от напряжения.
2) Играть «для себя» – значит погрузиться в
созерцание своих действий, в проверку интонации,
заботу о простоте, отделку мелких ненужных
подробностей в движениях и т.п., словом, наслаждение
простотой и изяществом своей игры. По большей части
актеру кажется в это время его игра безукоризненной.
Но здесь, как и в игре «напоказ», нет для актера ни
«объекта» (партнера), ни задачи по отношению к нему.
3) Единственно верное самочувствие получает актер от
настоящего общения с партнером, от настоящего
выполнения задачи по отношению к нему… Единственной
его заботой должно быть воздействие на «живой дух»
партнера («живой дух» другой актер, между прочим,
ощущает и тогда, когда определяет, «чего другой
хочет». Иначе он не в состоянии верно ответить на
этот вопрос)».