Мольеровским традициям
была суждена долгая жизнь, они были подхвачены
театральными деятелями последующих эпох. Среди них
назовем Анри-Луи Лекена – актера и режиссера,
работающего на французской сцене в середине XVIII века,
то есть в глухую, как принято считать, пору “безрежиссерья”.
Лекена мы отметим тем, что он позаботился зафиксировать
свои постановочные планы, чего не делало подавляющее
большинство его коллег. Перед своими постановками пьес
на греко-римские и средневековые темы Лекен серьезно
изучал античных историков, средневековых летописцев,
археологов и этнографов. Он делал наброски костюмов и
декораций. Режиссерские партитуры Лекена, пролежавшие
под сукном около ста пятидесяти лет, стали достоянием
читателей. Лекен, ставя пьесу, видел ее в пространстве и
во времени, в беспрерывно развивающемся действии. Он
стремился к тому, чтобы спектакль являл собой
художественное целое - точно разработанные ключевые
мизансцены сюжета, даны директивы художнику-декоратору,
художнику по костюмам, руководителю миманса, дирижеру,
машинисту сцены: “Во время пятой картины второго
действия оркестр, играя за сценой, возвещает о начале
празднества. Следует обратить внимание на то, чтобы эта
музыкальная иллюстрация продолжалась не более трех
минут, чтобы она начиналась совсем тихо, постепенно
разрасталась и незаметно тихо стихала и становилась
совсем не слышной...” Лекен как актер и режиссер
придавал большое значение сценической пластике: “Душа –
вот первое актера, второе – интеллект, третье –
искренность и теплота исполнения, четвертое – изысканный
рисунок телесных движений”. Итак, искусство режиссуры ХХ
века, как и любое другое искусство, не могло возникнуть
из ничего. Оно уходит своими корнями в предшествующие
столетия, накопившие богатый художественный опыт и
традиции, освоенные эмпирически, но почти не изученные
театрами последующих эпох.
Ставя театральное действо абсолютно любого направления нельзя
забывать о главном свойстве – огромном эмоциональном
воздействии на зрителя. В работе режиссера никогда
нельзя забывать о действии на сцене полноценного,
добавляющего друг друга ансамбля. В наше время не редкий
случай возникновения на сцене дисгармонии, которая
разрушает спектакль и не способна внушить эстетического
наслаждения – отсутствие достойной игры партнеров (что
выставляет приму выглядеть белой вороной в черной стае).
Любой театр, любое драматическое действо – искусство
коллективное.
Новаторство в театре
Как говорилось выше,
новаторство в искусстве – вещь капризная. Любой актер
или режиссер, начинающий творить, неизбежно может
столкнуться с обвинениями в повторяемости давно
найденных театральных решений или находок. На самом деле
театральные инновации все равно, в той или иной степени,
перекликаются с опытом предшествующих поколений. Мне
кажется, что главное -– желание творить, а потомки
рассудят.
Человек, придумавший принципиально что-то новое, рождается раз в
сто лет, а то и более. Поэтому, лучше не помышляя о
радикальных изменениях, стремиться к переосмыслению
существующих форм и традиций. Что, в свою очередь, может
вас привести к инновациям. Яркий пример использования в
своих постановках широкого арсенала приемов,
выработанных театрами многих эпох, можно наблюдать в
творчестве смелого новатора В. Мейерхольда. Он, для
воплощения своей режиссерской идеи, умел удивительно
пользоваться различными художественными тенденциями,
начиная от МХАТовского реализма и заканчивая поэтикой
символизма. Ураганный темп, с которым выходили премьеры
Мейерхольда, до сих пор поражают театралов. В1906 году,
за пятьдесят дней было |