поставлено шесть спектаклей, два из которых, – “Сестра
Беатриса” по Метерлинку и “Балаганчик” по А. Блоку,
создали ему славу крупнейшего режиссера – вождя русского
символистского театра.
Приведем
несколько ярких примеров исканий-работ Всеволода
Эмильевича. В 1905 году его увлекла идея, выдвинутая
поэтом-символистом Вячеславом Ивановым, о создании
театра, в котором будет воссоздано “дионисийское
начало”. Согласно этой идее упразднялось деление театра
на сцену и зрительный зал. Актеры и зрители становятся
участниками единой мистерии. Хор “аистов” встречает
публику, разыгрывая перед ней эпизоды и сценки из пьесы,
вовлекая пассивных зрителей в атмосферу предстоящего
спектакля, нечто похожее на эти «сценки» вы могли бы
видеть в московском «Театре на Таганке». Далее идея
Георга Фукса о просцениуме как главном месте действия.
При этом, движущиеся актеры рассматриваются как рельефы,
а ритм и танец – как первооснова актерского искусства.
Или пример из режиссуры французских театров: Люнье По и
Поль Фор в конце ХIХ века искали сценическую форму для
интерпретации символистской драмы Метерлинка. Они
ополчились против натуралистического воспроизведения
социальной среды и конкретного быта, причем понятие
натурализм включало в себя любые знаки жизненной
достоверности. Они упразднили кулисную сцену- коробку,
отменили передний занавес и иллюзорную декорацию, и это
мы можем увидеть в сегодняшних театрах.
Можно было бы еще
перечислять примеры новаторских идей режиссеров разных
эпох, направлений. Лучше подведем черту и выделим два
принципиальных направления, которые существуют в
сегодняшнем искусстве: театр жизненной правды, с
присущей ей школой переживания – сформулированной в
учении К.С. Станиславского и символистский театр,
который может быть интерпретирован в различные формы с
характеристикой - “Искусство относится к
действительности, как вино к винограду,”-Франц
Грильпарцер французский драматург ХIХ века.
Так что вам
выбирать: по какому пути двигаться и искать свой –
единственный и неповторимый!
Актер
школы Станиславского
Цель
системы Станиславского – помочь актеру воплотить на
сцене “жизнь человеческого духа” роли через живые,
художественно-правдивые образы. В ней впервые решается
проблема сознательного овладения подсознательным,
непроизвольным процессом сценического творчества,
исследуются пути органического перевоплощения актера в
образ. По старой традиции преподавание системы сводится
к внутренней технике актера, причем недооцениваются
элементы внешней выразительности. В результате тусклость
и вялость формы дискредитирует саму сущность школы. Лишь
главные основы системы описываются в различных
практических руководствах, но основное требование,
которое предъявлял Станиславский – должно быть четко и
ясно любому начинающему артисту, что делать на первых,
вторых, третьих и т.д. порах, все должно быть
перечислено по номерам, точно в задачнике. Все элементы
системы рассматриваются как элементы внутреннего и
внешнего сценического самочувствия актера. В своих
последних работах Станиславский, при работе над ролью,
предлагает отталкиваться не от самочувствия, не от
психического состояния, не всегда подвластных нашей воле
и сознанию, а от логики физических действий, которая при
верном ее осуществлении способна рефлекторно вызывать и
соответствующую ей логику чувств, воздействовать на нашу
психику с ее подсознанием. Всякое овладение техникой и
методом предполагает выработку определенных практических
навыков. Что достигается длительной и систематической
тренировкой.
|