Театр Слова или Театр Диалога.
Чем же третий способ игры отличается от первого
и второго? М. Чехов отметил, что в первом и втором
случае (напоказ и для себя) актер не видит или не
замечает партнера, т.е. произносит монологи. Но, как
убедительно показал М. Бахтин, монологов по сути не
существует, ибо человек всегда разговаривает с
кем-то, реальным или подразумеваемым, и ждет от
партнера (зрителя, собеседника) активного
слушания. Активное слушание, по М. Бахтину,
означает готовность в любой момент заговорить и не
просто заговорить, а по теме, т.е. возразить,
согласиться, продолжить мысль, ответить на вопрос и
т.д. Искусство представляет собой фантазии,
созданные из реалий; реалии же берутся исключительно
из жизни, ибо ничего другого, кроме жизни, мы не
знаем. Следовательно, третий способ решения
актерской задачи для театра одного актера
представляет собой разговор с собеседником (диалог)
такой же естественный как в жизни. Или,
точнее, ту фазу его, когда один человек говорит, а
второй его активно слушает, т.е. отвечает, не
произнося слов, движением души и мысли, глазами,
мимикой, вздохами и т.д.
Как же происходит диалог в жизни?
Во-первых, существуют обстоятельства, при
которых он происходит, создающие внешнюю
атмосферу.
Во-вторых, партнеры диалога обладают неким
внутренним состоянием души. Естественно, что
атмосфера и состояние души влияют друг на друга.
Далее, в-третьих, у одного из собеседников
рождается в этой атмосфере и в этом состоянии мысль.
В-четвертых, родившаяся мысль превращается во
фразу, которая произносится. Интонация, с
которой она произносится, рождена приведенными
условиями, не придумана, а потому естественна и
точна. Кроме того, собеседники прекрасно знают
свою задачу в диалоге, т.е. чего один от другого
хочет. Даже если это пустая болтовня, то задача
все равно присутствует, например, не говорить
ничего серьезного или показать собеседнику
свое расположение или спрятать нерасположение к нему
и т.д.
И еще, в жизни во время диалога наше тело
естественно свободно, все напряжения, если они
возникают, то в душе (психике). Мышечные напряжения,
которые возникают в жизни – только в критические
моменты (например, в юности при объяснении в любви и
т.д.) – и очень нам мешают. Точно так же они мешают
и актерам, и называются на театральном языке
зажимом. И, наконец, любой диалог происходит в
конкретное время в конкретном месте, т.е. для его
участников: здесь и сейчас.