Совершенно очевидно, что М. Чехов отметает два
первых способа игры как неверные. И драматический
театр давно и вполне справедливо стоит на этих же
позициях. Но в театре одного актера партнер
отсутствует. Нет партнера. Отсюда можно сделать
вывод, что третий способ, определяемый драматическим
театром как единственно верный, в театре одного
актера невозможен и остается пользоваться только
первыми двумя. Что, в общем-то, как правило, и
происходит.
Первый способ весьма распространен в
шоу-бизнесе и в таком несколько уходящем в прошлое
направлении как «театр» чтеца. Есть некоторое
количество артистов достигших в этом способе игры
определенного, достаточно высокого мастерства, но
гораздо большее количество тех, кто достиг на
какое-то, более или менее продолжительное, время
популярности.
Второй способ тоже существует. Но он, в
отличие от первого, распространен именно в театре
одного актера и, если так можно выразиться, на
камерной эстраде. Но давайте не будем рассматривать
камерную эстраду как нечто отдельное от театра
одного актера. И в этом случае существуют актеры,
достигшие высокого уровня мастерства.
Теперь перейдем к самому важному. Так что же
третьего, единственно правильного в драматическом
театре способа, в театре одного актера действительно
не существует и не может существовать? Существует.
Но при этом следует признать, что партнером
является зритель. И в театре одного актера и
в «авторской песне» существовали и существуют
исполнители и авторы, которые, в той или иной мере,
пользовались и пользуются этим способом.
Рассмотрим, какие следствия проистекают из основного
положения, что партнером является зритель.
Вернувшись к определению М. Чехова, мы получим
следующее.
« Единственно верное самочувствие получает актер от
настоящего общения со зрителем, от настоящего
выполнения задачи по отношению к нему… Единственной
его заботой должно быть воздействие на «живой дух»
зрителя («живой дух» зритель, между
прочим, ощущает и тогда, когда определяет, «чего
актер хочет)».
А
чего, действительно, актер (автор, исполнитель)
хочет? Ведь в данном случае он рассказчик,
лирический герой, автор, то есть положительный
персонаж. Поэтому позволительно спросить может ли
положительный персонаж хотеть:
1)
назидать, учить, наставлять;
2)
удивить;
3)
пожаловаться на судьбу;
4)
оскорбить;
5)
понравиться, т.е. любви к себе;
6)
денег;
7)
обмануть;