Театральные образы
Следует сразу сказать, что они распадаются на два
вида: образы персонажей (рассказчика) и образы
повествуемого (рассказываемого) ими. Возможны
возражения:
-
при чем тут образ персонажа, если на сцене
автор;
-
при чем тут образы повествуемого персонажем в
драматическом спектакле.
Что касается первого. Мы уже говорили о
соответствии «автор – лирический герой». Итак, автор
произведения исполняет его публично со сцены. Кто он
в данный момент? Автор? Но он был автором, когда
сочинял произведение. А сейчас? Лирический герой? Но
это уже образ, персонаж. И любой автор на сцене –
актер. Потому что он исполняет роль автора, он в
образе автора или лирического героя или персонажа
произведения, в конце концов. В семье – один образ,
с друзьями другой, на сцене – третий. Фраза,
произнесенная со сцены: «Я перед вами такой, какой я
в жизни» – очень сомнительна, очень похожа на прием.
Хорошо, когда зритель сам поверит в то, что человек
на сцене такой же, как и в жизни. Но что это
означает? То, что зритель воспринимает некий образ
говорящего. И не важно автор на сцене или
актер-исполнитель. А раз так, то этот образ должен
быть создан. А что значит – создан? Увиден,
нафантазирован - и тогда он естественен, правдив. Но
не придуман – тогда он искусственен, фальшив. То
есть все начинается с вопросов: кто произносит
данный монолог (монологи), каков он и т.д.?
Что касается второго. Речь идет об очень
простых вещах, понятных драматическому актеру, но в
Театре Слова имеющих особо важное значение.
Рассказчик, так же как и в жизни, должен хорошо
видеть рассказываемое: события, людей, предметы.
Нельзя описывать то, чего не видишь. Но то, что
видит рассказчик, тоже является образами, а не
самими событиями, людьми и предметами.
Отсюда вывод: чем реальней видимые образы для
актера, тем реальней зрителю увидеть образы
рассказываемого.
Но
попробуйте рассказать ту же историю второй раз,
третий, сотый. Что же происходит? Образы удается
увидеть все с большим и большим трудом, фразы
заучиваются, становятся автоматическими, рассказывая
об одном, можно спокойно думать о постороннем. Как
же это удается актеру рассказывать раз за разом
одно и то же с той же заинтересованностью и всегда
по-разному? Просто у него хорошая фантазия и
отличное внимание, чтобы удерживать
нафантазированные образы. Но внимание и фантазия
отлично тренируются.